Вчера во время конференции Американского геофизического союза ученые, занятые в миссии Mars Science Laboratory, рассказали несколько хороших и плохих новостей. Главное, о чем говорят сотрудники миссии, это то, что все приборы Кьюриосити работают отлично и что эти приборы обнаружили некоторые потенциально интересные соединения … органические соединения. Плохая новость заключается в том, что ученые не уверены, что эти соединения действительно марсианские.
«Результаты работы SAM («Sample Analysis at Mars» — Анализатор проб на Марсе (universeru.com)) не позволяют с уверенностью сообщить об обнаружениии марсианских органических соединений», — сказал Пол Махафи, главный исследователь по работе с SAM.
Интересно, но не удивительно, что большая часть данных, получаемых Кьюриосити, согласуется с данными, полученными предыдущими марсоходами, такими как Викинг, Спирит, Оппортюнити и Феникс. Приботы Кьюриосити обнаружили в почве Марса хлор, серу и воду. Помните найденные Фениксом четыре года наза перхлораты? SAM также указывает на наличие перхлоратов (соединений хлора и кислорода, обладающий высокой химической активностью). Результатом реакции перхлоратов с другими химическими соединениями, проведенной в SAM, стали соединения хлорметана, который является органическим веществом (CH3Cl). Исследователи говорят, что природа хлора марсианская, однако углерод, возможно, был привезен Кьюриосити с Земли.
Таким образом, команда ученых хочет убедиться, что найденные органические соединения действительно марсианские, а не являются результатом «загрязнения» прибора на Земле. Также, существует возможность того, что органика была принесена на Марс метеоритами и не имеет никакого отношения к планете.
Но есть и хорошие новости — марсоход имеет такой набор инструментов, который позволит определить природу органических соединений в любом случае.
Впервые все инструменты марсохода работают над измерениями вместе. И все они, проводя анализы одновременно, могут указать нам на происхождение соединений… Однако это очень сложный процесс, и нам придется систематично изучать каждый полученный результат измерений.
Джон Гроцингер
Гроцингер также заявил, что еще одним вопросом будет — являются ли пути формирования соединений абиотическими или биологическими. Поиск ответа займет много времени, т.к. исследования проходят «со скоростью науки».
Эта миссия рассчитана на интегрированные исследования. Мы не можем показания одного прибора считать моментом великого открытия… Мы будем использовать все иснтрументы и не спешить. И только проведя все измерения и проверки мы будем рады сообщить о знаменательных открытиях.
По поводу своего предыдущего заявления о потрясающем открытии Гроцингер сказал:
Что ж, я научился тому, что все мы должны быть очень осторожны в том, что мы говорим. И еще более осторожными в том, как мы это говорим. Мы проводим исследования со «скоростью науки», а живем в мире, в котором все происходит со скоростью Инстаграма. Наш энтузиазм, похоже, был неправильно понят.
С другой стороны, круто, что эта миссия на столько интересна всем.
Как сообщалось ранее, первые пробы были взяты для калибровки системы химического анализа. Реальные измерения начались, когда образцы нагрели до 500°С и изучили испущенные газы. Больше всего было получено водяного пара, однако количество воды в грунте слишком мало, чтобы поддерживать какую-либо жизнь, хотя оно и больше, чем ожидалось. Интересно то, что отношение дейтерия к водороду на поверхности Марса в 5 раз больше, чем в океанах Земли.
Ученые говорят, что это может быть результатом постепенной потери атмосферы, при которой более легкие изотопы были утеряны.
Команда постоянно заявляет, что все это только начало, и что впереди у нас много времени и потенциальных открытий.