Всю неделю до перигелия ISON все только и делали, что пристально следили за поведением кометы и пытались предсказать её судьбу после сближения с Солнцем. 28 ноября гаданиям на уровне молекулярной эмиссии должен был наступить конец — каждый желающий смог практически в прямом эфире проследить за тем, как ISON проходила перигелий своей орбиты. Сотрудники НАСА даже организовали специальную трансляцию в YouTube, где различные эксперты комментировали всё происходящее вживую.
Наблюдения за кометой планировалось вести с четырёх космических аппаратов: SOHO, STEREO-A, STEREO-B и SDO. Самые интересные фотографии ожидались от SDO, ведь на его камерах нет закрывающих Солнце заслонок, что должно было позволить сфотографировать ISON непосредственно в момент перигелия. Вот, как должнен был фотографировать ISON аппарат SDO:
Досадно, но комету SDO так и не увидел. Желающие могут попытаться найти её на снимках вот здесь. Мы, как ни старались, ничего не нашли.
Фотографии от STEREO-B тоже должны были быть очень интересными, т.к. это был единственный аппарат, для которого комета должна была пройти по диску Солнца, однако качество фотографий было слишком низким. А вот SOHO и STEREO-A порадовали нас отличными снимками, и вот как это было.
Часть 1. У меня плохое предчувствие насчёт этой кометы
Незадолго до момента X, около 15:30 UTC по снимкам от SOHO стало понятно, что большие надежды можно было отложить в сторону. Кадры с SOHO подтверждали худшие предположения — на снимках яркость в районе ядра сильно падала по мере сближения с Солнцем, что расценивалось как плохой сигнал — судя по всему у ISON появились проблемы с образованием новых порций газа и пыли. Это скорее всего означало, что ядро кометы разрушилось и превратилось в растянутое в пространстве сборище обломков. Пик яркости переместился в хвост:
Фотометрические измерения также «вселяли оптимизм«:
«Я проводил кое-какую фотометрию и обнаружил, что внутри комы яркость заметно упала, что может означать, что никакого ядра-то уже и нет. Пик яркости приходится на участок хвоста очень далекий от «головы» кометы. Это очень-очень плохо.» Якуб Черны
Часть 2: Доктор, мы его теряем
Более поздние фотографии от STEREO-A и SOHO подтвердили опасения: на снимках хорошо видно, что в «голове» кометы нет яркого объекта, который бы указывал на сохранившееся ядро.
Этот снимок с обсерватории SOHO означает, что у кометы уже нет ядра и она превратилась в кучу щебня, который продолжает лететь сквозь солнечную атмосферу (zelenyikot.livejournal.com)
Предполагается, что один из этапов разрушения ядра запечатлен на вот этой фотографии от STEREO-A:
На гифке ниже, сложенной из всех фотографий STEREO-A за 28 ноября можно заметить, как яркость кометы очень сильно падает на кадрах после 18:09.
И вот ещё раз для сравнения то, как комета выглядела всего за несколько часов до падения яркости, и в момент, когда все потеряли надежду:
Мы же в этот момет пытались найти комету на фотографиях с SDO. Печально, но ни у нас, ни у астрономов НАСА ничего не получилось — на всех фотографиях можно было наблюдать лишь одинокое Солнце (точнее его часть):
Часть 3: Новая надежда
К 19:30 UTC закончилась конференция НАСА. Приглашённые специалисты достаточно уверенно высказали предположение, что комету ISON мы больше никогда не увидим, и разошлись кто куда. И вот тут оказалось, что кое-что всё-таки пережило перигелий — из-за заслонки в объективе SOHO появился тусклый объект, который со временем стал набирать яркость. Стало понятно, что либо сохранилось небольшое ядро, либо обломки ещё кометы не успели полностью испариться и продолжают путь по орбите:
И хотя на тот момент можно было говорить, что ISON смогла пережить сближение, то, что вылетело из-за заслонки коронографа SOHO, всё же было слишком тусклым, да и комета начала распадаться слишком рано. Однако то, что осталось от кометы, начало набирать яркость:
И утром 29 ноября на новых фотографиях ISON выглядела уже гораздо лучше. На последних изображениях от SOHO было видно, что уцелевшая часть кометы набрала приличную яркость. Интернеты снова зашумели.
Часть 4: Конец
Но не тут-то было. К 30 ноября то, что осталось от ISON, стало быстро угасать. На последних на данный момент фотографиях виден очень тусклый объект величиной около 5 m. Первооткрыватель кометы Артём Новичонок отмечает, что подобные колебания яркости как раз характерны для пылевого облака — оно легко но быстро испаряется, сначала быстро набирая яркость и затем так же быстро её теряя.
На этом всё. За последними новостями о том, что осталось от ISON мы продолжаем следить тут.