После пролета в конце 1980 года Сатурна, космический аппарат «Вояджер-1» начал свое бесконечное путешествие к звездам. Часть его приборов была отключена, а часть работает до сих пор, передавая информацию об окружающей аппарат среде. Сразу после пролета Сатурна, известный популяризатор науки Карл Саган предложил NASA развернуть аппарат, чтобы сделать последний прощальный снимок Земли. Из двух запущенных «Вояджеров», «Вояджер-1» был выбран потому, что траектория приподымала аппарат над плоскостью эклиптики, что позволяло ему обозревать сверху все планеты Солнечной системы. К тому же, основная миссия «Вояджер-2» на тот момент находилась в полном разгаре: аппарату еще предстояло посетить две планеты Солнечной системы.
Саган признавал, что с такого расстояния снимки Земли не будут иметь особой научной ценности, однако он считал, что для человечество было бы важным увидеть нашу планету издалека, что позволило бы ему лучше осознать наше место во Вселенной и всю хрупкость родной планеты.
Несмотря на поддержку многих сотрудников NASA, изначально агентство выступило против плана Сагана, мотивируя это тем, что поскольку с позиции «Вояджера-1» Земля будет находиться слишком близко к Солнцу, это может повредить оптику аппарата. Потребовалось несколько лет, прежде чем руководство NASA наконец согласилось сфотографировать Землю. В конце концов, после пролета Сатурна у «Вояджера-1» не осталось никаких объектов для фотографирования, так что беречь его камеры уже не было смысла.
Подготовка к съемке началась в 1989 году: на то, что активировать выключенные почти десятилетия назад камеры и провести калибровку всех приборов потребовалось несколько месяцев. Наконец, 14 февраля 1990 года по команде с Земли «Вояджер-1» развернулся и приступил к съемке Солнечной системы: помимо Земли он сделал также снимки других планет Солнечной системы. В момент съемки, аппарат находился под углом 32° к плоскости эклиптики на расстоянии примерно 6 миллиардов километров от Земли. На то, чтобы передать на Землю полученную информацию потребовалось около полугода.
Всего аппарат сделал около 60 снимков Солнечной системы, которые образовали т.н. «семейный портрет». На него попали Юпитер, Земля, Венера, Солнце, Сатурн, Уран и Нептун. Меркурий находился слишком близко к Солнцу, чтобы быть сфотографированным, Марс не был виден из-за воздействия солнечного света на оптику камеры, ну а Плутон оказался попросту слишком мал, чтобы его можно было различить на снимках.
Снимок, на котором оказалась запечатлена наша планета, получил название Pale Blue Dot и в настоящее время является одной из самых известных астрофотографий в истории. Светлая полоса, в которой находится Земля на снимке — ореол, возникший из-за солнечного света, рассеянного в оптике камеры в связи с малым углом между Землёй и Солнцем. Земля занимает на фотографии 0.12 пикселя. К настоящему моменту это самое далекое изображение нашей планеты, когда-либо полученное человеком.
В своей книге «Голубое пятнышко: Взгляд на космическое будущее человечества» Крал Саган так прокомментировал эту фотографию:
«Взгляните ещё раз на эту точку. Это здесь. Это наш дом. Это мы. Все, кого вы любите, все, кого вы знаете, все, о ком вы когда-либо слышали, все когда-либо существовавшие люди прожили свои жизни на ней. Множество наших наслаждений и страданий, тысячи самоуверенных религий, идеологий и экономических доктрин, каждый охотник и собиратель, каждый герой и трус, каждый созидатель и разрушитель цивилизаций, каждый король и крестьянин, каждая влюблённая пара, каждая мать и каждый отец, каждый способный ребёнок, изобретатель и путешественник, каждый преподаватель этики, каждый лживый политик, каждая «суперзвезда», каждый «величайший лидер», каждый святой и грешник в истории нашего вида жили здесь — на соринке, подвешенной в солнечном луче.
Земля — очень маленькая сцена на безбрежной космической арене. Подумайте о реках крови, пролитых всеми этими генералами и императорами, чтобы, в лучах славы и триумфа, они могли стать кратковременными хозяевами части песчинки. Подумайте о бесконечных жестокостях, совершаемых обитателями одного уголка этой точки над едва отличимыми обитателями другого уголка. О том, как часты меж ними разногласия, о том, как жаждут они убивать друг друга, о том, как горяча их ненависть.
Наши позёрства, наша воображаемая значимость, иллюзия о нашем привилегированном статусе во вселенной — все они пасуют перед этой точкой бледного света. Наша планета — лишь одинокая пылинка в окружающей космической тьме. В этой грандиозной пустоте нет ни намёка на то, что кто-то придёт нам на помощь, дабы спасти нас от нашего же невежества.
Земля — пока единственный известный мир, способный поддерживать жизнь. Нам больше некуда уйти — по крайней мере, в ближайшем будущем. Побывать — да. Колонизировать — ещё нет. Нравится вам это или нет — Земля сейчас наш дом. Кто-то сказал, что астрономия учит смирению — а я добавлю, что она воспитывает характер. Я считаю, что это изображение нашего крошечного мирка единственно верно показывает, как опасно человеческое тщеславие. Эта фотография подчёркивает, как важно научиться относиться друг к другу с добром и состраданием, как необходимо оберегать и заботиться об этой бледной голубой точке — единственном доме, который у нас есть».
По материалам jpl.nasa.gov